Главная » Статьи » Мои статьи

Социальная адаптация подростков в социокультурном пространстве

Социальная адаптация подростков в социокультурном пространстве

Яцевич Юлия Сергеевна, социальный педагог государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 618, г. Санкт-Петербург, Россия

Понятие воспитание в законе «Об образовании Российской Федерации» определятся как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства».

Воспитание во все времена было заботой всего общества. Оно опиралось на общепринятые идеалы, на опыт народов и осуществлялось всем миром, всеми

социальными институтами, базировалось на принятой нормативно-правовой основе. В условиях экономической и бытовой неустроенности, психологических стрессов, растерянности все чаще возникает тревога: в состоянии ли семья полноценно выполнять одну из своих важнейших функций – воспитательную. Проблемы в это области сегодня стали общенациональными, а поэтому требуют анализа сложившейся ситуации. Современное состояние семьи в России можно охарактеризовать как кризисное, так как происходит девальвация смысла семейной жизни, ее ориентация на воспитание детей. Родители, не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его развития, зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Работа же социального педагога и социального работника – это работа с семьей и детьми одновременно [4].

Семья и школа ставят перед собой общую главную задачу - воспитание всесторонне, гармонично развитого человека, способного успешно адаптироваться в сложной социальной среде и реализовать себя в профессиональном, гражданском и семейном аспектах. Принципы и подходы, которые должны работать на конечный результат, реализуются в школе, но необходимо, чтобы вся жизнь школьника, воспитывающая и развивающая, строилась на едином основании и в стенах учебного заведения и дома. Противоречия в воспитательных подходах семьи и школы пагубно отражаются на эффективности воспитательного процесса. Результат, на который рассчитывает школа и которого, естественно, должны желать родители, может быть, достигнут только совместными усилиями.

Среди социально-педагогических факторов, влияющих и на формирование личности подростка и на особенности его поведения, главным является родительская семья. Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведении, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики асоциального поведения несовершеннолетних, необходимо, выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным действиям детей и подростков, дают мотивацию их поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия. Падение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение, миграция населения, препятствуют развитию личностных, волевых качеств ребенка, а отсутствие должного внимания со стороны взрослых приводит к асоциальному поведению.

Согласно Закону №120-ФЗ, в компетенцию образовательных учреждений входят следующие задачи:

-оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении.

-выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования. Несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия.

Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении. Семья, находящаяся в социально-опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

Обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних.

Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения.

Руководители и педагогические работники имеют право в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними и их родителями (законными представителями), запрашивать информацию у государственных органов, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей (законных представителей).

Наиболее целесообразным является программно-целевое управление профилактической работой в школе с созданием такого звена управления, как «Совет профилактики», а также Программы «Профилактика правонарушений». Привожу в качестве примера фрагмент данной программы.

 

 

Социально-педагогическая реабилитация заключается в преодолении школьных и семейных репрессий в отношении запущенных детей и подростков, в разрешении конкретных ситуаций, в преодолении обструкции по отношению к ним со стороны сверстников, в коррекции их отношения и поведения, а также в восстановлении их в статусе субъекта учебной деятельности, формирующей отношения ученикаокружающими.

Исходя из этого, индивидуальная воспитательно-педагогическая программа должна быть представлена как система управления обучением, воспитанием, развитием обучающегося в целях коррекции отклоняющегося поведения, социализации и развития личности конкретного школьника с девиантным поведением.
Литература

  1. Черенкова, И.В. Диагностика уровня воспитанности [Текст] / И.В. Черенкова // Педагогическая диагностика. – 2005. – № 5. – С. 126-129.
  2. Азаров, Ю.П. Типы семей [Текст] / Ю.П. Азаров // Классный руководитель, – 2006. – №7.
  3. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика [Текст] / Ю.П. Азаров. – 2-е изд., переработ и доп.. – М.: Политиздат, 1985. – 238 с, ил.(Б-чка семейного чтения).
  4. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Шк. пресса, 2002. -512 с.
  5. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания [Текст]: учеб. пособие / Н.Е. Щуркова. – СПб.: Питер, 2005. – 366 с: ил. (Серия «Учебное пособие»)
  6. Интернет ресурс «Профилактика асоциального поведения учащихся в образовательных учреждениях» Роженцова О.Л.
  7. Интернет ресурс «Профилактика асоциального поведения»  Бочарова Л.А.

Яцевич Юлия Сергеевна

Категория: Мои статьи | Добавил: Socialnii_pedagog (30.06.2014)
Просмотров: 232 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0