Главная » Статьи » Мои статьи

Воспитание и социализация учащихся 10-11 классов

Воспитание и социализация учащихся 10-11 классов

Яцевич Юлия Сергеевна, социальный педагог государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 618, г. Санкт-Петербург, Россия

Цель программы – создание благоприятных условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

В ГБОУ СОШ № 618 ведется профориентационная работа среди учеников 10-11 классов. Очень важно серьезно подойти к выбору будущей профессии. Чтобы подготовиться к выбору своего дела, полезно узнать, где можно получить информацию о современных профессиях, как относятся родители, друзья, к твоим профессиональным намерениям, где и кто сможет оказать помощь в оценке способностей и возможностей.  Наша школа сотрудничает с «Академией дополнительного профессионального образования» на базе которой, ученики нашей школы проходят тестирования по профориентации.  Выбор деятельности зависит от интересов, способностей и склонностей. Незнание требований к той или иной деятельности, неумение оценить свои способности могут впоследствии привести к неудаче, разочарованию в выбранной профессии.

Выбирая тот или иной образ жизни, человек определяет и путь к жизненному успеху. Одни видят его в полной материальной обеспеченности (собственная дача, машина, модная машина и т. п. ), другие – в полезном труде, где только и может проявиться творческая личность.

Жизненному успеху могут сопутствовать разные условия: здоровье, способности, умения и др. Но материальный уровень будущей жизни, благополучие, во многом зависят от готовности и привычки к труду, без которых жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой. Это подтверждает опыт многих поколений людей и народная мудрость: «Чести без труда не сыскать», «Смотри дерево в плодах, а человека в делах». Любая работа требует усердия, кропотливости, трудолюбия, а нередко и творческого подхода. Вот эти качества и необходимо развивать в учащихся, они в значительной степени составляют успех любой выбранной деятельности.

Найти дело по душе – этого еще недостаточно для жизненного успеха. У одних есть интересы, но не хватает воли для достижения цели. У других сильная воля, но набор жизненных интересов беден, и воля остается не включенной в работу. Важно стараться расширять круг своих интересов. А стремление призовет на помощь волю и заставит ее работать. Успеху в жизни во многом способствует единство интереса, целеустремленности и воли. Выбор жизненного пути тесно связан с выбором своего дела.

Потребность понять и узнать себя способствует развитию самосознания, т. е. сознания, направленного на себя самого. Нужно стремиться осознать свои сильные и слабые стороны, понять перспективы своей деятельности, взаимоотношения с окружающими людьми, не только замечать действия и оценки других по отношению к себе, но и стараться их анализировать: какие оценки принять, какие отвергнуть, с чем согласиться, а против чего противостоять.

Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, готового к осознанному профессиональному выбору, формирование социально активной личности в ГБОУ СОШ № 618 происходит в условиях сложившейся учебно - воспитательной системы, в основе которой лежат педагогические идеи, ориентированные на базовые национальные ценности.

Учебно - воспитательный процесс в школе направлен не только на формирование предметных знаний, но и на воспитание личностных качеств школьников, на развитие их творческих способностей, развитию способности к свободной ориентации в современном мире, принятию самостоятельных решений, к формирование основ социально ответственного поведения в обществе и в семье. Особое внимание в программе акцентировано на аспектах социализации личности. Понятие «социализация» связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «развитие личности».

Человек – существо социальное (общественное). Он растет и развивается среди людей, в человеческом обществе. Семья, школа, учение, сначала детское, а затем и взрослое общество – все, что окружает ребенка, влияет на него, воспитывает в нем определенные качества личности. Прежде всего, не стоит забывать о воспитании личности.  Личность – совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми. Психологи называют личность вершиной всех качеств потому, что только личность обладает сознанием. Человек обладающий сознанием – это человек со знанием относящийся к миру, не только знает, но и умеет применять приобретенные знания, добывать новые знания. Другими словами, сознание – это отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живет, о чем мечтает. Сознание дает возможность человеку заниматься различной деятельностью, вступать в общение с другими людьми, оценивать окружающих и себя.

В основе программы воспитания и социализации учащихся и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно - деятельностный, развивающий.

Аксиологический подход. Суть которого состоит в том, что воспитание представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности нематериальны, ими нельзя владеть и распоряжаться. Ценности – это смыслы воспитания и социализации. По ведущему типу деятельности можно различать воспитание и социализацию школьников: воспитание – это преимущественно межличностная деятельность, обеспечивающая поддержку духовно-нравственного развития ребенка; социализация – это содействие духовно-нравственному развитию ребенка, приобретению им социально-нравственного опыта посредством включения его в решение общественных, культурных, экологических, производственных и иных задач. Границы между воспитанием и социализацией прозрачны и относительны. Система ценностей определяет содержание основных направлений воспитания и социализации школьников. Аксиологический подход является определяющим для всего уклада школьной жизни. Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей.

Системно - деятельностный подход. Системно - деятельностный подход имеет свои особенности. Первая заключена в том, что воспитание не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебной, учебно-трудовой, художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой и др.

Вторая особенность применения системно - деятельностного подхода обусловлена утратой семьей и школой монополии на воспитание и социализацию ребенка. Огромное влияние оказывают на детей и на взрослых такие факторы, как напряженная социальная действительность, противоречивый и часто нравственно разрушительный информационный пресс, понижение общей культуры общества. Системно - деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни. Также он позволяет понять, что представляют собой воспитание и социализация в структурно-методологическом плане.

Развивающий подход. Он дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося и определяет общую конструкцию Программы воспитания и социализации учащихся. Развивающий характер воспитания и социализации достигается, когда ценности формулируются в виде вопроса, поставленного педагогом, принимаемого обучающимся и обращенного им к содержанию обучения, семейной, социальной, культурной жизни, к самому себе.

Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Таким образом, содержание разных видов учебной, социальной, культурной, семейной, религиозной и иной общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности. В свою очередь, ценности в педагогическом процессе последовательно раскрываются в этом содержании.

Три вышеперечисленных подхода определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Воспитание и социализация требуют внимательного отношения к каждому ученику. Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом устойчивых, традиционных нравственных начал. Воспитание и социализация должны преодолевать самоизоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание школьников. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребенка включиться в посильное решение проблем классного коллектива, своей семьи, школы, села, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших школьников. Социализация школьников осуществляется на всех ступенях обучения. Социальный опыт учащиеся приобретают в результате реализации образовательных и воспитательных программ, действующих в ОУ; в процессе взаимодействия в рамках ДПО России; в результате приобретения опыта общения в молодежной, социальной, внешкольной среде.

Воспитание и социализация учащихся, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее.

Литература

  1. Галкина Т.И. 2Организация и содержание методической работы в современной школе» Ростов- на – Дону. «Феникс» , 2007.
  2. Гуткина Л.Д. «Планирование и организация воспитатльной работы в школе», Москва, 2003
  3. Интернет -ресурс: www.planetashkol.ru – Социальный портал в области образования для подростков, их родителей и учителей.
  4. Интернет-ресурс: programma_vospitanija_sosh-4.doc программа воспитания школьников
  5. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. «Воспитание личностив коллективе», Москва, 2000.

Яцевич Юлия Сергеевна

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Socialnii_pedagog (30.06.2014)
Просмотров: 1378 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0